• Личный кабинет
    Информация
    • Группа: Гости
    • Баланс: 0 руб.
    • Скидка:
    Магазин
Меню
Назад Главная » Каталог статей » Мои статьи

Костюм для фигурного катания – важная составная часть победы

Фигурное катание – это один из наиболее зрелищных и популярных видов спорта. У него есть миллионы поклонников во всем мире – затаив дыхание, они следят за прекрасными выступлениями любимых фигуристов. На льду творится настоящее волшебство: оживают герои наших любимых книг и музыкальных произведений, нам рассказывают романтичные истории любви, знакомят с культурой разных народов. Поклонники зачастую обращают внимание даже не на мастерство спортсменов, охотно прощая не только небольшие помарки, но даже падения, и щедро награждая своих любимцев бурными овациями. Зрителей притягивает идея и художественное исполнение программы, немалый вклад в которую вносит красивый, со вкусом подобранный костюм.  


На фото – Алина Загитова и Евгения Медведева, Олимпийские игры, Пхенчхан 2018.

Комментаторы тоже всегда обращают внимание на каждую деталь нарядов спортсменов. В эпоху черно-белого телевидения они обязательно рассказывали телезрителям, какого цвета костюм у каждого из выходящих на лед фигуристов. Сегодня описанию внешнего вида спортсменов тоже посвящается большая часть комментариев, а спортивные и глянцевые журналы делают подробные обзоры нарядов, как для настоящего модного дефиле.

Поэтому поиски костюма вызывают множество вопросов, особенно когда речь идет о юных фигуристах. Как должен выглядеть наряд? Какие материалы следует предпочесть? Нужно шить на заказ или проще приобрести готовый?

На заказ или готовый – вот в чем вопрос

Если по поводу стиля и колорита можно вести бесконечные дискуссии, то ответ на вопрос «что лучше: шить на заказ или покупать готовый» - однозначный. Сшитый на заказ костюм всегда лучше, чем готовый.

Преимущества индивидуального пошива очевидны. И главный из них – это максимальная точность посадки по фигуре. Этот аспект непосредственным образом влияет на спортивные достижения. Ведь даже небольшое неудобство (например, врезающаяся в тело лямка или тяжелая юбка) мешают выполнению сложнейших элементов, которые принесли этому виду спорта всемирное признание.

В прокате спортивной программы главным остается спортсмен, а не его костюм, поэтому можно пожертвовать богатством декора ради удобства. Но если одежду шьют опытные мастера, то даже самая скромная модель будет выглядеть шикарно и притягивать как к себе, так и к спортсмену восхищенные взгляды зрителей.

Костюм, сшитый на заказ, создается с мыслью о том, что фигурист должен пережить в нем один из самых замечательных моментов в своей спортивной жизни, и что каждая фотография, запечатлевшая его в этом костюме, будет храниться многие десятилетия. Поэтому каждое такое изделие – это настоящее произведение искусства.

Без сомнения, все костюмы, в которых спортсмены выступают на важных международных соревнованиях, шьются исключительно по индивидуальным заказам и только вручную.


На фото пара Александра Степанова – Иван Букин. Александра в костюме от Валентина Юдашкина.

Если все же принято решение приобрести готовый костюм, то, кроме соответствия настроению музыки, необходимо, чтобы он отвечал следующим требованиям:

  • обеспечивал полную свободу движений;
  • имел плотную посадку по фигуре, при этом одежда не должна тереть или жать;
  • обеспечивал хорошую воздухопроницаемость и был способен впитывать влагу;
  • был антистатичным.

Надежность крепления каждой детали при покупке нужно проверять.

Стилистика костюма

Традиционно основное внимание среди фигуристов уделяется костюму для соревнований и показательных выступлений. Фигурное катание – это удивительный сплав спорта и искусства, поэтому наряд играет немаловажную роль в формировании оценки за прокат программы. Одежда должна отвечать вполне конкретным требованиям и, в то же время, соответствовать как музыкальному сопровождению, так и тому образу, который фигурист стремится создать на льду.

Практически все спортсмены украшают свои костюмы для выступлений блестками. Это вполне естественно – блеск страз и пайеток прекрасно гармонирует со сверканием льда и стали коньков. Кроме того, грамотное расположение блесток позволяет подчеркнуть выразительность движений фигуриста.

Однако, использовать блеск нужно осторожно. Любые накладные элементы сказываются на аэродинамике костюма, а также на его весе. Такие ткани как лайкра или бифлекс, из которых шьется большинство костюмов, сами по себе почти невесомы. А вот стразы – это уже весьма массивные вещи. Правда, олимпийские чемпионы не обращают внимания на подобные «мелочи» и щедро украшают свои наряды россыпями разноцветных кристаллов. Но начинающим спортсменам лучше отдавать предпочтение чему-нибудь более функциональному.

Некоторые костюмы олимпийского чемпиона Джонни Вейра весят почти полтора килограмма из-за нашитых на них кристаллов Сваровски.


На фото - Джонни Вейр, американский фигурист, трехкратный чемпион США по фигурному катанию.

Важно понимать то, что богатое декорирование костюма увеличивает его стоимость, так как каждый камень, каждая бусинка должны пришиваться или приклеиваться вручную специальными швами, особо крепкими нитками, специальным клеем с особой тщательностью.

Стоимость нарядов некоторых участников Олимпийских игр достигает 5000 долларов. Стоимость «среднего» костюма для Олимпиады составляет 1500 долларов.

Интересно отметить, что среди фигуристов действует негласное правило: для начинающих спортсменов слишком дорогие костюмы считаются признаком дурного тона. Переходить к действительно дорогим изделиям «разрешается» только тем, кто уже добился значительных успехов. Правда, когда титулованный фигурист заказывает комплект для соревнований у Vera Wang или Christian Lacroix, то платить приходится не только за качество, но и за бренд. Поэтому очень часто наряды, сшитые менее «раскрученными» мастерами уступают люксовым брендам только в цене, но не в красоте дизайна или функциональности.


На фото – юная фигуристка в костюме «Волшебные узоры».

Любая одежда для фигурного катания шьется из особо эластичных и прочных материалов. Для дополнительной фиксации применяется специальная система креплений. Например, мужская рубашка пристегивается кроится на основе боди, поэтому она никогда не выбивается из брюк.

Спортивный дресс-код

Каждый, кто серьезно занимается фигурным катанием, знает о скандале, который разразился на Зимней Олимпиаде 1988 года. Те события почти на полтора десятка лет изменили правила проведения соревнований в этом виде спорта.

«Виновницей» переполоха, повлекшего за собой кардинальный пересмотр правил фигурного катания, стала одна из самых титулованных и успешных фигуристок – представительница ГДР Катарина Витт. Она всегда отличалась особой экстравагантностью в выборе костюмов, но безукоризненная техника исполнения программ компенсировала недовольство судей смелостью образов. Когда в 1988 г она выходила на олимпийский лед в Калгари, у нее за плечами уже была выигранная Олимпиада 1984 г в Сараево. На этот раз смелость костюма была настолько велика, что могла стоить Катарине олимпийского золота, но риск оправдался: она вновь стала Олимпийской чемпионкой. Однако, чтобы всем остальным «было неповадно», международный союз конькобежцев (ISU) срочно собрал комиссию, которая изменила правила, и, на несколько десятилетий, закрыла подобным нарядам путь на лед официальных соревнований.

Если современный зритель взглянет на скандальный наряд Катарины, то он даже не поймет, что именно могло так шокировать судей. Синий купальник-леотард, расшитый блестками, сзади коротенькая пышная юбочка из перьев. Но именно отсутствие симметричной, ярко выраженной юбки и произвело эффект разорвавшейся бомбы.


На фото – Катарина Витт,1988г.

В том же 1988 году другая фигуристка – Деби Томас – подлила масла в огонь «юбочных скандалов». Она порадовала своих поклонников и шокировала судей, выйдя на лед в черном комбинезоне без юбки.

Подобная экстравагантность настолько возмутила Международный союз конькобежцев, что спортивные чиновники срочно разработали «правило Катарины», которое требовало, чтобы женские костюмы обязательно включали в себя юбку и полностью закрывали ягодицы, бедра и диафрагму. Женские костюмы без юбок вовсе запретили.


На фото – Деби Томас, 1988г.

Но в 2003 году эти запреты отменили. В 2016 г свод правил, определяющих костюмы спортсменов, отредактировали еще раз, и теперь он содержит следующие рекомендации:

  • одежда должна быть достойной и спортивной, чрезмерная яркость, вычурность и театральность не рекомендуются;
  • костюм может отражать особенности создаваемого фигуристом образа;
  • любой дополнительный реквизит или аксессуары запрещены;
  • чрезмерная нагота запрещена;
  • мужской костюм обязательно включает в себя брюки полной длины;
  • колготки в мужском костюме запрещены;
  • женщины могут выступать в юбках, брюках, комбинезонах;
  • женщинам запрещается выступать в одном только купальнике и колготках – купальник обязательно должен дополняться юбкой.

Очевидно, что все эти правила носят довольно субъективный характер. Однако, если судьи сочтут костюм спортсмена неподобающим, они могут оштрафовать его, снизив оценку.

Какие бы то ни было украшения (броши, браслеты, ожерелья и т.д.) в костюмах фигуристов запрещены полностью, но пришивать их к одежде никто не запрещает. Правда, если что-то от костюма оторвется во время выступления и упадет на лед, либо будет болтаться, это будет наказываться снижением оценки.


На фото – юная фигуристка, исполняющая программу, поставленную по мотивам фильма «Аватар».

В целом, несмотря на внешнюю строгость, правила выбора костюма предоставляют спортсменам большую свободу. Особенно раскованно чувствуют себя женщины. Они могут выступать в длинных и коротких юбках, брюках и даже в экзотических боди. Например, американская фигуристка Мишель Кван популяризовала очень открытый костюм, больше напоминающий изысканную нижнюю сорочку, чем платье, и это не привело ни к каким штрафам.


На фото – американская фигуристка Мишель Кван.

Современные фигуристки и сейчас используют этот прием - выступают в открытых платьях с голыми руками и плечами. Однако, такой вариант костюма подходит более взрослым спортсменкам, исполняющим свои программы на высокой скорости и демонстрирующим сложные элементы. Для юных фигуристок можно сохранить модель, но голые части тела закрыть эластичной сеткой телесного цвета. Этот прием создает ощущение легкости, но, вместе с этим, не причиняет дискомфорт и позволяет одевать под платье специальный купальник-боди для тепла.


На фото – чемпионка Европы 2020г. Алена Косторная.

Многие прославленные фигуристы тесно сотрудничают с не менее знаменитыми модельерами, которые создают костюмы специально для конкретной программы, учитывая и характер музыки, и требования правил, и удобство спортсменов. Но все же трения с судьями иногда происходят, хотя до не допуска к соревнованиям дело никогда не доходит. А вот за оторвавшуюся блестку, лопнувшую или сползающую бретельку легко можно поплатиться немалым количеством баллов.

Удивительно, но ограничения для мужских костюмов значительно более строгие, чем для женских. Самый главный запрет касается леггинсов. Их почему-то запрещают категорически. При этом, зауженные спортивные брюки все же разрешены, но если судьи сочтут их слишком облегающими, то спортсмен лишиться нескольких баллов.

Виды костюмов для фигурного катания

Самым ярким элементом экипировки фигуриста является, конечно же, костюм для соревнований. Часто даже самые юные спортсмены нуждаются сразу в нескольких парадных костюмах для разных программ, которые они показывают в ходе турнира.

Следует заметить, что великолепные, расшитые сверкающими блестками наряды – это только вершина айсберга. На самом деле специальной спортивной одежды нужно значительно больше. В обязательный набор входят:

  • костюмы для тренировок на льду;
  • костюмы для общей физической подготовки.

Одежда для тренировок весьма разнообразна. Она включает в себя следующие комплекты:

  • нижнее белье и колготки с терморегулирующим эффектом;
  • спортивный костюм из эластичной терморегулирующей ткани;
  • комбинезон для тренировок;
  • юбки, платья, боди – для девочек;
  • куртки и жилеты;
  • головные уборы (шапки, головные повязки);

Специальные «колготки» для фигурного катания – это не обычные термолеггинсы. Они выполнены из очень прочного и эластичного спандекса и легко выдерживают падение на лед или воздействие лезвием конька.

Всю одежду для тренировок и выступлений лучше шить по индивидуальным заказам.

Обычные материалы для тренировочных костюмов или нарядов для соревнований совершенно не подходят. Одежда фигуристов должна быть изготовлена из специальных особо крепких и эластичных тканей. В противном случае она будет неудобна или даже опасна, ведь скованность в движениях, вызванная недостаточной эластичностью материала может привести к падению и серьезной травме. Поэтому для фигуристов выбираются ткани с повышенным содержанием эластана.

Еще один обязательный параметр, отличающий одежду для фигурного катания от обычных спортивных костюмов – это необходимость улучшенной терморегуляции.


На фото – комбинезон для тренировок, выполненный из термолайкры Carvico.

Существует вполне устоявшийся набор тканей, наиболее подходящих для этого зрелищного вида спорта. Одним из лидеров является бифлекс. Он хорошо растягивается, держит форму, имеет красивую фактуру и богатую цветовую палитру. Поэтому именно он очень часто становится основой платья.

Еще один популярнейший материал – это сетка-стрейч. Она прекрасно тянется во всех направлениях (может увеличиться в размере в 3 раза, а затем восстановить первоначальную форму), поэтому из нее шьют и спортивную одежду, и корректирующее белье. Есть у сетки и еще одно свойство, делающее ее незаменимой. Она может идеально имитировать обнаженную кожу. Глубокие вырезы запрещены правилами, но вставки из сетки полностью разрешены. Таким образом, с помощью сетки можно позволить себе имитацию самого фантастического декольте, и платье будет не только соответствовать требованиям, но и не будет мешать движениям (ведь хорошо известно, что настоящее глубокое декольте сильно сковывает движения, так как всегда есть опасность «выскочить» из платья).

Вообще набор материалов довольно разнообразен. В него входят:

  • Лайкра, бифлекс и голография – по сути это тот же бифлекс, но с голографическим рисунком;
  • бархат-стрейч и бархат-плюш – красивые материалы с ворсом; платья из них смотрятся очень благородно и богато;
  • диаболо – тонкий материал, позволяющий легко создавать красивые драпировки;
  • масло – отлично держит драпировки и не мнется;
  • гипюр – используется для кружевных вставок.

Правильный выбор материала имеет огромное значение, но еще более ответственным моментом является конструирование костюма. Приходится учитывать тот факт, что любые украшения утяжеляют одежду, а в местах их прикрепления полотно теряет эластичность. Чтобы обеспечить посадку «как вторая кожа», приходится применять специальные приемы. Например, лейсы разрезаются на маленькие кусочки и пришиваются, как мозаика.

Стразы и пайетки крепятся так, чтобы возникала иллюзия, что их количество больше, чем на самом деле. Такой прием делает наряд более функциональным.

Интересно заметить, что найти мужской костюм для фигурного катания бывает значительно сложнее, чем женский. Многие магазины готовой спортивной одежды почему-то уделяют значительно больше внимания нарядам для спортсменок, чем для спортсменов. Поэтому одежду для мальчиков и юношей значительно чаще шьют на заказ. Это могут быть брюки, рубашки, комбинезоны, жилеты и т.д.


На фото – мужской костюм для фигурного катания «Элегант», сшитый на основе боди и брюк. Жилет прикреплен специальным образом, чтобы не мешать выполнению элементов на льду.

Для таких видов, как парное катание или танцы, костюмы партнера и партнерши должны обязательно гармонировать друг с другом, поэтому их создание и пошив лучше заказывать одновременно.


На фото – танцевальная пара Александра Шинкаренко-Влад Михайлов.

Костюм для соревнований

Костюмы для соревнований имеют простой, функциональный крой, но очень интересный и даже роскошный декор. Украшения из перьев и бахромы правилами разрешается. Но выбирая подобные детали, нужно отдавать себе отчет, что они довольно рискованные. Прикрепить их намертво крайне сложно, к тому же, перо само по себе хрупкое. А каждый оторвавшийся от костюма кусочек будет наказываться вычетом очков.

Если образ требует костюма с укороченным топом, то, следуя правилам, придется соединить верхнюю и нижнюю часть костюма сеткой. Действующий стандарт требует, чтобы в костюме обязательно была видимая связь между верхом и низом. Это может быть либо сетка, либо полоска ткани. Международный союз конькобежцев требует, чтобы тело фигуриста было как минимум на 50% закрыто любой тканью.

Основные материалы – это бифлекс, лайкра, эластичная сетка, эластичный бархат, кружево. Нередко дизайнеры наносят нужные узоры при помощи такого современного метода как аэрография.

Юбка в женском костюме очень сильно влияет на динамику движений спортсменки и создает особенно много сложностей при вращениях и прыжках. Поэтому юным фигуристкам рекомендуется выбирать короткие юбочки.

Рубашка мужского костюма должна быть обязательно с рукавами. За слишком облегающие брюки судьи могут снизить оценку, а лосины мужчинам и вовсе запрещены.

Вариантов моделей для выступлений очень много:

  • одежду можно украшать вышивкой, аппликациями, пайетками, стразами, принтами;
  • существует множество моделей женских юбок;
  • костюмы могут изображать героев мультфильмов, быть стилизованными под военную форму и т.д.

Цвета одежды могут быть любые – на них нет никаких ограничений. Но пестрота или слишком «кислотные» оттенки не приветствуются. Лучше выбирать насыщенные, но естественные цвета.

Неизменным успехом пользуются классические голубые, персиковые, розовые, кремовые и пастельные оттенки. Они не отвлекают внимания от движений, и костюм не затмевает работу фигуриста, а дополняет ее.

Смелые контрастные сочетания цветов (красный-черный, синий-белый, золотой-изумрудный и т.д.) сделают выступление более ярким.

Костюм должен помогать воплощать задуманный образ, но он не должен быть вычурным или нарочито театрализованным. Если его детали отвлекают внимание от движений фигуриста, то судьи снизят оценку.


На фото – Елизавета Берестовская в костюме «Калинка-Малинка». Первенство г. Москва 2020г.

Качество и художественная ценность костюма для выступлений оказывают огромное влияние на развитие карьеры спортсмена. Правильно подобранная одежда значительно повышает шансы занять призовое место, завоевать любовь зрителей.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
ComForm">
avatar